Образец акта инвентаризации товарно-материальных ценностей

Образец акта инвентаризации товарно-материальных ценностей

На каждом предприятии в обязательном порядке ведется учет товарно-материальных ценностей. Результаты проверок фиксируются на бумажных носителях, при помощи специально разработанных для этого форм и бланков. Документы должны заполняться в соответствии с образцами актов о проведении инвентаризации.

Инвентаризационная опись – что это

Инвентаризационный акт или опись – официальная бумага, в которой членами комиссии отражаются итоговые значения, определенные путем установления фактического наличия товарных и материальных ценностей на балансе компании.

Осуществляется инвентаризация путем подсчета товарных остатков и заготовок, денежной наличности в кассе и финансовых средств на расчетных счетах, проверки достоверности сведений, занесенных в регистрационные книги бухгалтерского учета.

Объекты инвентаризации

При инвентаризации товарно-материального имущества компании составляется сличительная ведомость. Форма каждого такого акта предполагает проведение подсчета следующих активов:

  • Учет основных средств, к которым относят недвижимое имущество, станки и оборудование, специализированные транспортные средства.
  • Лицензионное программное обеспечение, индивидуальные сертификаты на продукцию, патенты.
  • Товарные активы – готовая продукция и заготовки.
  • Наличие денежных средств на счетах фирмы и в кассе.
  • Непогашенные обязательства компании перед вкладчиками, сотрудниками, партнерами или государством.
Внимание! Складские работники и кассиры — материально ответственные лица (МОЛ). Они отвечают за сбережение ценностей предприятия.

Как провести инвентаризацию

Как проводить проверку, после которой составляется акт, определяется преимущественно самим руководителем. Она может быть организована стихийно, чтобы МОЛ не успели скрыть пробелы в учетной документации. Исключением являются моменты, когда инвентаризация назначена проверяющими органами. На основании пункта 27 приказа Минфина № 34Н это имеет место когда:

  1. готовиться сдача годовых бухгалтерских отчетов;
  2. среди МОЛ выявлены случаи воровства и злоупотребления своими обязанностями;
  3. происходит передача должности, обремененной материальной ответственностью, другому сотруднику;
  4. предприятие прекращает свою деятельность.

Заблаговременно до составления отчетных бумаг, каждый член проверяющей комиссии должен ознакомиться с формой образца заполнения акта о результатах инвентаризации за предшествующие годы. На основании этого и происходит сравнение полученных данных о составе ценных активов, выявление недостач и оценка работы ответственных лиц и общей стоимости товара.

В случае с допуском инвентаризационной комиссии к поверке документации, обладающей грифом «секретно», все участники проверки подписывают бумаги о неразглашении. Это возможно при сверке с действительностью бланков строгой отчетности, некоторых приказов руководства и анализе количественного наличия и вида имущественных ценностей, не находящихся в свободном доступе.

Важно! Члены комиссии утверждаются постановлением руководящего состава об инвентаризации.

В чем суть составления акта

В итоге проверки ответственными лицами формируется инвентаризационный акт, форму и образец которого вы можете скачать ниже. Он представляет собой таблицу, где отражается учет ТМЦ и обнаруженных недоимок. При необходимости документ составляется в нескольких экземплярах, каждый из которых подписывается всеми членами комиссии в установленном порядке.

По завершению процедуры проверки в формы инвентаризационной документации вносятся комментарии и поправки от членов комиссии по отношению к выявленным излишкам или недоимкам. В свою очередь, МОЛ в письменном виде предоставляют объяснительные записки, которые прикладываются к основному акту.

После утверждения готовой инвентаризационной формы наступает время устранения несоответствий, оформление постановки на учет новых активов и выбытия старых. Примером таких действий является списание недостающих товаров и приходование излишков по действующим ценам. Списанные активы не всегда потеряны, они могут выйти из строя или потерять свои полезные свойства.

Внимание! Фиксирование недоимок и излишков при проверке наличия ТМЦ оформляется по специальной форме – ведомости расхождений.

Заполнение формы ИНВ — 4

Существует форма акта инвентаризации ИНВ-4, предлагаемая для учета активов предприятия еще с 1998 года. Она табличного типа и предназначена для внесения сведений о проверке ТМЦ, отгруженных на особых условиях внесения оплаты за продукцию. К ним относят:

  1. Товары, отправленные покупателю, но еще не оплаченные.
  2. Товары, плата за которые не внесена в установленный срок.
Важно! По каждой категории таких товаров составляется отдельная инвентаризационная ведомость.

В акт по форме ИНВ-4 вносятся следующие сведения:

  • Данные о том, кому и куда была сделана отгрузка продукции;
  • состав и количество ТМЦ;
  • стоимостные характеристики отгруженных товаров.

Порядок установления несоответствий при проведении инвентаризации одинаков для всех. Члены комиссии утверждаются самим руководителем. Их назначение фиксируется в соответствующем приказе. К проверке наличия ТМЦ допускаются только не заинтересованные лица. Если в акт инвентаризации будут занесены неверные сведения, ответственные за это сотрудники понесут заслуженное наказание.


Ссылка на основную публикацию