Правительство Москвы с 2019 года установило новый прожиточный минимум для всех категорий граждан, уделив особое внимание пенсионерам, чтобы верно рассчитать региональную доплату. О минимальном прожиточном минимуме в Москве 2019, его назначении и формировании, а также о связи этой величины с МРОТ и пенсией подробнее расскажет эта статья.
Регион | На душу населения | Для трудоспособного населения | Для пенсионеров | Для детей | Постановление Правительства |
---|---|---|---|---|---|
Москва | 15 397 | 17 560 | 10 929 | 13 300 | № 176-ПП от 13.03.18 |
Московская область | 11 365 | 12 581 | 8 535 | 11 097 | № 199/12 от 30.03.18 |
Оглавление
Назначение прожиточного минимума
Прожиточный минимум – это условная сумма, которая должна представлять месячное содержание гражданина, чтобы тот комфортно себя чувствовал в современных реалиях экономики страны. Рассчитывать прожиточный минимум также нужно для того, чтобы:
- Оценить уровень жизни населения.
- Планировать бюджет как на уровне субъектов федерации, так и всей страны.
- Понять, кто больше всего нуждается в социальной помощи, и в каких количествах.
- Считать МРОТ.
- Разрабатывать региональные и федеральные экономические программы.
Если говорить только о региональных властях, то им расчет прожиточного минимума нужен ещё и для:
- Определения очередности вводимых программ помощи населению.
- Эффективного распределения бюджета и его разработки.
- Формирования на рынке рабочих вакансий и бюджетных мест в образовательных учреждениях.
Определение этой суммы на сегодняшний день производятся из следующих данных:
- Обязательные выплаты и налоги.
- Общая стоимость потребительской корзины.
- Информация о текущих ценах на продукты, товары и услуги.
Величина должна пересматриваться ежеквартально согласно Федеральному закону №134. В нём же указано, что власти в регионах РФ должны при расчетах учитывать:
- Требования населения.
- Экологические, экономические, климатические и другие особенности их места проживания.
Как и в остальных городах, Московский прожиточный минимум вычисляется для трёх групп граждан:
- Пенсионеров.
- Детей.
- Остальных лиц, кто не относится ни к первой, ни ко второй группе — трудоспособного населения.
После расчетов для каждой категории определяется среднее значение, которое называют «на душу населения». Социальные выплаты, на которые влияет прожиточный мин.:
- Стипендии студентам, признанных малоимущими.
- Пособия на детей.
- Выплаты нуждающимся – разовые или ежемесячные.
- Финансовая помощь попавшим в тяжелое положение.
Прожиточный минимум в России в 2019 году с 1 января можно посмотреть в таблиц:
Регион | На душу населения | Для трудоспособного населения | Для пенсионеров | Для детей | Постановление Правительства |
---|---|---|---|---|---|
4 кв. | 4 кв. | 4 кв. | 4 кв. | ||
Республика Адыгея | 8579 | 9168 | 7058 | 8618 | № 26 от 26.02.18 |
Республика Алтай | 9405 | 9797 | 7874 | 10107 | № 20 от 26.01.18 |
Алтайский край | 8657 | 9196 | 7009 | 8950 | №208 от 14.06.18 |
Амурская область | 11203 | 11861 | 9056 | 11749 | №87 от 16.04.18 |
Архангельская область | 11380 | 12361 | 9480 | 11142 | № 30-пп от 30.01.18 |
Астраханская область | 9040 | 9525 | 7320 | 9710 | № 25-П от 30.01.18 |
Республика Башкортостан | 8318 | 8850 | 6810 | 8288 | №133 от 04.04.18 |
Белгородская область | 8281 | 8914 | 6911 | 8068 | № 71-пп от 13.03.18 |
Брянская область | 9279 | 9943 | 7714 | 9132 | № 36-п от 12.02.18 |
Республика Бурятия | 9563 | 9942 | 7574 | 9977 | № 75 от 14.02.18 |
Владимирская область | 9104 | 9898 | 7681 | 9047 | № 110 от 22.02.18 |
Волгоградская область | 8720 | 9357 | 7100 | 8820 | № 70-п от 12.02.18 |
Вологодская область | 10234 | 11059 | 8466 | 10002 | № 154 от 19.02.18 |
Воронежская область | 8034 | 8700 | 6751 | 7846 | № 74 от 31.01.18 |
Еврейская автономная область | 12160,7 | 12858,2 | 9734,11 | 12881,27 | № 29-ОД от 18.01.18 |
Республика Дагестан | 9239 | 9516 | 7295 | 9359 | № 31 от 12.04.18 |
Забайкальский край | 10590,23 | 11039,72 | 8400,36 | 11045,38 | № 75 от 21.02.18 |
Ивановская область | 9488 | 10289 | 7952 | 9394 | № 7-уг от 19.01.18 |
Республика Ингушетия | 9111 | 9370 | 7180 | 9377 | № 42 от 14.02.18 |
Иркутская область | 9825 | 10413 | 7921 | 10030 | № 46-пп от 30.01.18 |
Кабардино-Балкарская Республика | 10140 | 10553 | 8019 | 10707 | № 30-ПП от 02.03.18 |
Калининградская область | 10343 | 11094 | 8496 | 9948 | № 137 от 14.03.18 |
Республика Калмыкия | 8551 | 8954 | 6886 | 8611 | № 40 от 20.02.18 |
Калужская область | 9601 | 10327 | 8010 | 9399 | № 70 от 02.02.18 |
Камчатский край | 19220 | 20093 | 15199 | 20729 | № 25-П от 23.01.18 |
Карачаево-Черкесская Республика | 8719 | 9208 | 7063 | 8877 | № 52 от 05.03.18 |
Республика Карелия | 12203 | 13298 | 10230 | 11415 | № 103-П от 07.03.18 |
Кемеровская область | 8879 | 9391 | 7162 | 9306 | № 31 от 06.02.18 |
Кировская область | 9627 | 10286 | 7849 | 9859 | № 82-П от 21.02.18 |
Республика Коми | 12539 | 13420 | 10235 | 12614 | № 70 от 06.02.18 |
Краснодарский край | 9925 | 10737 | 8229 | 9486 | № 105 от 01.02.18 |
Республика Крым | 9126 | 9765 | 7522 | 9614 | № 85 от 22.02.18 |
Курганская область | 9220 | 9831 | 7646 | 9705 | № 11 от 30.01.18 |
Курская область | 8476 | 9116 | 7048 | 8415 | № 35-па от 22.01.18 |
Ленинградская область | 9628 | 10248 | 8402 | 9450 | № 44 от 15.02.18 |
Липецкая область | 8313 | 8962 | 6964 | 8422 | № 3 от 12.01.18 |
Магаданская область | 17635 | 18494 | 13852 | 18621 | № 5-п от 29.01.18 |
Республика Марий Эл | 8742 | 9319 | 7167 | 9011 | № 10 от 10.01.18 |
Республика Мордовия | 7824 | 8410 | 6452 | 8045 | № 45 от 29.01.18 |
Москва | 15397 | 17560 | 10929 | 13300 | № 176-ПП от 13.03.18 |
Московская область | 11365 | 12581 | 8535 | 11097 | № 199/12 от 30.03.18 |
Мурманская область | 13787 | 14374 | 11487 | 14144 | № 58-ПП от 12.02.18 |
Ненецкий АО | 20622 | 21664 | 16800 | 21703 | № 6-п от 26.01.18 |
Нижегородская область | 8739 | 9388 | 7229 | 9009 | № 88 от 07.02.18 |
Новгородская область | 9886 | 10751 | 8212 | 9729 | № 9-рг от 26.01.18 |
Новосибирская область | 10316 | 10938 | 8306 | 10705 | № 12 от 23.01.18 |
Омская область | 8464 | 8968 | 6824 | 8652 | №61-п от 14.03.18 |
Оренбургская область | 8234 | 8716 | 6759 | 8405 | № 103-п от 28.02.18 |
Орловская область | 8932 | 9577 | 7443 | 8892 | № 34 от 26.01.18 |
Пензенская область | 8326 | 8961 | 6876 | 8615 | № 72-пП от 14.02.18 |
Пермский край | 10098 | 10804 | 8279 | 10289 | № 51-п от 07.02.18 |
Приморский край | 12158 | 12796 | 9725 | 13213 | № 39-па от 02.02.18 |
Псковская область | 10184 | 11050 | 8429 | 9962 | № 25 от 25.02.18 |
Ростовская область | 9262 | 9857 | 7512 | 9662 | № 51 от 08.02.18 |
Рязанская область | 8898 | 9620 | 7418 | 8800 | № 12 от 31.01.18 |
Самарская область | 9400 | 10333 | 7440 | 9253 | № 76 от 14.02.18 |
Санкт-Петербург | 10791,6 | 11868,2 | 8612,2 | 10403,2 | № 177 от 13.03.18 |
Саратовская область | 8222 | 8834 | 6793 | 8424 | № 81-П от 19.02.18 |
Республика Саха (Якутия) | 16610 | 17628 | 13338 | 17029 | № 74 от 29.03.18 |
Сахалинская область | 13329 | 13991 | 10524 | 14235 | № 60 от 20.02.18 |
Свердловская область | 10031 | 10708 | 8291 | 10332 | № 59-ПП от 09.02.18 |
г. Севастополь | 9713 | 10391 | 7964 | 10259 | № 119-ПП от 22.02.18 |
Республика Северная Осетия (Алания) | 8742 | 9173 | 7281 | 8965 | № 48 от 20.02.18 |
Смоленская область | 9664 | 10376 | 8035 | 9470 | № 37 от 25.01.18 |
Ставропольский край | 8248 | 8766 | 6707 | 8484 | № 39-п от 29.01.18 |
Тамбовская область | 8214 | 8967 | 6887 | 8119 | № 62 от 26.01.18 |
РеспубликаТатарстан | 8334 | 8877 | 6822 | 8326 | № 45 от 27.01.18 |
Тверская область | 9665,34 | 10404,72 | 8035,84 | 10037,39 | № 33-пп от 05.02.18 |
Томская область | 10379 | 10932 | 8313 | 10698 | № 30-р от 05.02.18 |
Тульская область | 9065 | 9732 | 7760 | 8888 | № 37 от 29.01.18 |
Республика Тыва | 9342 | 9614 | 7360 | 9875 | № 80 от 05.03.18 |
Тюменская область | 10197 | 10774 | 8193 | 10390 | № 20-п от 30.01.18 |
Удмуртская Республика | 8453 | 8943 | 6881 | 8553 | № 39 от 10.02.18 |
Ульяновская область | 9062 | 9732 | 7457 | 9202 | № 115-П от 14.03.18 |
Хабаровский край | 12954 | 13807 | 10492 | 13452 | № 18 от 22.03.18 |
Республика Хакасия | 9133 | 9625 | 7358 | 9612 | № 64 от 19.02.18 |
Ханты-Мансийский АО (Югра) | 14135 | 15261 | 11588 | 13929 | № 12-п от 26.01.18 |
Челябинская область | 8962 | 9581 | 7415 | 9258 | № 29 от 07.02.18 |
Чеченская Республика | 9995 | 10299 | 8424 | 9957 | № 42 от 19.03.18 |
Чувашская Республика | 8236 | 8719 | 6716 | 8365 | № 41 от 14.02.18 |
Чукотский АО | 20149 | 20600 | 15456 | 21201 | № 16 от 23.01.18 |
Ямало-Ненецкий АО | 15946 | 16569 | 12525 | 15735 | № 110-П от 12.02.18 |
Ярославская область | 8994 | 9841 | 7322 | 9042 | № 9 от 19.01.18 |
О прожиточном минимуме в Москве в 2019 году с 1 января — далее в статье.
Прожиточный минимум в Москве 2019
4 декабря 2018 года вышло Постановление Правительства №1465, закрепившее сумму прожиточного минимума на 2019 год в Москве на федеральном уровне. Рассчитан он из 2018 по третьему кварталу и будет держаться до того момента, пока не будут проведены вычисления за четвертый. Суммы получились такие:
- Работающие совершеннолетние граждане в Москве могут претендовать на 18 580 рублей.
- Пенсионеры – 11 505 рублей.
- Дети – 13 988 рублей.
На душу населения средний размер прожиточного минимума в Москве на 2019 оказался 16 260 рублей. О расчетах региональных властей, а не федерального центра, и на что особенно влияет уровень прожиточного мин. можно прочесть дальше.
Прожиточный минимум пенсионера
Как было сказано в прошлом разделе, расчеты для всех граждан делают два органа власти. Так, пожилым гражданам на сегодняшний день полагается надбавка по регионам, если его пенсия ниже прожиточного минимума. На сам размер пенсии он не повлияет, только на государственное пособие, которое должно дотягивать сумму до хотя бы начальной границы.
На федеральном уровне в Москве прожиточный минимум для пенсионеров в 2019 году находится на уровне 11,5 тысяч рублей, а вот региональный составил 12 115 рублей, что оказалось почти на 300 рублей больше, чем за 2018 год. Поэтому все надбавки пенсионеркам и пенсионерам, живущим в Москве менее 10 лет, будут рассчитываться именно от этой суммы.
Если гражданин пенсионного возраста живёт в столице уже больше десятилетия, то его минимальная пенсия со всеми возможными надбавками составляет 17,5 тысяч рублей. Повышение на 2018 год составило 3 тысячи рублей, будет ли рост в 2019 году на момент написания статьи не известно.
Потребительская корзина
Прожиточный минимум необходимо рассчитывать и для потребительской корзины, потому что он и является её стоимостью. Стоит напомнить, что в неё входит:
- Основные продукты питания из 11 групп.
- Услуги ЖКХ, общественного транспорта, расходы на культурную программу.
- Предметы первой необходимости – вся одежда и обувь, текстильные изделия по типу полотенец и постельного белья, лекарства, канцелярия, бытовая химия и товары для школьников.
Всё, входящее в корзину, должно быть необходимо для нормальной жизнедеятельности человека – это главное правило её формирования. Состав может пересматриваться в любое время, но не реже одного раза в пять лет. Последний раз на данный момент этот вопрос поднимался в 2017 году, тогда было решено заморозить состав и объём потребительской корзины до 2021 года. Но так как в 2017 никаких изменений внесено не было, по потребительской корзине всё ещё в силе закон города Москвы №32 от 2013 года.
Минимальный размер оплаты труда
МРОТ – это самый маленький размер заработной платы, которую могут выплачивать сотрудникам любой организации или ИП. Сумма тоже пересматривается и, согласно ФЗ №421 (статья 3), происходит это теперь ежегодно с 1 января. Последний раз МРОТ повышался 1 мая 2018 года и здесь стоит напомнить, что минимальный размер оплаты труда никогда не снижается.
Также по новым правилам, МРОТ равняется прожиточному минимуму. Но не действующему на данный момент, а тому, который был во втором квартале прошлого года. Если же он оказывается меньше того, который был во втором квартале прошлого года, то МРОТ приравнивается к тому, что действовал ещё раньше – 1 января того года.
На 2019 год МРОТ в Москве составляет 18 742 рубля, а в области – 14 200 рублей.
В 2018 году МРОТ был впервые приравнен к прожиточному минимуму. Но так как последний почти никак не влияет на минимальную оплату труда, в России всё ещё остаётся программа социальной помощи находящемуся в бедственном положении населению, если зарплата меньше необходимого минимума. Говоря о доходах, то на них в РФ больше влияет прожиточный минимум, чем МРОТ. Последний больше нужен для того, чтобы быть коэффициентом для расчетах пособия по уходу за ребенком и больничных.
Стоит напомнить, что МРОТ устанавливается не только федеральными, но и региональными властями. Сколько составит его сумма и когда нужно повышать решают:
- Городские власти.
- Общества работодателей, выполняющих соглашения.
- Профсоюзы, защищающие интересы работающих граждан.
Суммы минимальной оплаты труда за прошлые года можно посмотреть в таблице по ссылке.
Выплаты на детей
Величина прожиточного минимума в Москве в 2019 году также вычисляется на ребенка. Нужно это в первую очередь для верных расчетов:
- Социальных выплат, особенно когда детей несколько.
- Алиментов.
В первом случае от установленной суммы зависит, сколько получит малоимущая семья детского социального пособия. Чтобы семью признали нуждающейся, на каждого члена семьи ежемесячно должна приходиться сумма ниже среднедушевой — в Москве на 2019 год это 16 260 рублей. Как только меняется среднепрожиточный минимум, сразу же меняется и величина выплаты.
Выплаты из материнского капитала с 2018 года могут получить малоимущие семьи, если второй ребенок родился после 1 дня 2018 года. Она не превысит величину, кратную 1,5 прожиточного минимума, установленного в регионе. Такая же кратность должна быть у суммы за усыновленного ребенка. Подробнее об этом можно прочесть здесь.
Алименты же сейчас устанавливаются судом не как процент от зарплаты, а как строго установленная сумма, кратная детскому прожиточному минимуму. Изменения его величины напрямую повлияют на размер алиментов.
Изменения в будущем
Граждане заинтересованы в том, чтобы прожиточный минимум, МРОТ, и другие связанные с этим выплаты росли в своих размерах. Потому что это происходит значительно медленнее, чем рост цен на товары и услуги, и по этой причине даже нынешние уровни минимальной оплаты труда и среднепрожиточного минимума признаются недостаточными. Суммы, представленные в Москве, могли бы подойти как прожиточный минимум по России на 2019 год, но не для столицы.
Однако, несмотря на непростое положение Российской экономики в последние несколько лет, президент нередко отмечает, что она уже вышла из кризиса и имеет положительную динамику, и это вскоре почувствует как население страны, так и бизнес. Глава Министерства экономического развития, выступая с докладом о прогнозах на 2020 год, отметил, что экономика начала улучшаться, а значит можно надеяться на хорошее развитие событий в будущем. И пусть не всех граждан интересует состояние прожиточного минимума и МРОТ в России, 36 миллионов, находящихся за чертой бедности и получающих пособия, очень заинтересованы в росте экономического развития.
Уже сейчас, в начале 2019 года, вопрос о дальнейшем увеличении поднимается вновь. Этот процесс должен коснуться всех – и трудоспособного населения, и пенсионеров, и детей, так как все эти группы нуждаются в большей помощи, чем есть сейчас. Такой подход, по мнению государства, должен не только помочь людям, но и снизить напряженность насчет другой серьёзной и болезненной темы – низкой оплаты труда, которую также планируется решить.
Динамика прожиточного минимума, МРОТ и заработных плат в России – это один из наилучших индикаторов благосостояния граждан, поэтому к ним как в Москве, так и во всей России, стоит относиться с особым вниманием.