Чтобы зарегистрировать свою самозанятость и стать честным налогоплательщиком в глазах государства, необходимо подать заявку на регистрацию в правильной форме. Это позволит как можно быстрее налоговым органам обработать запрос и выдать разрешение. О формах уведомления для самозанятых граждан, их видах и необходимости стоит узнать сразу до регистрации, а прийти на помощь в этом может эта статья.
Возможности самозанятых
На данный момент, работающие на себя граждане имеют возможности в виде следующих путей регистрации своего предпринимательства:
- Налоговые каникулы, которые должны быть продлены на 2019 год.
- Встать на учёт как ИП, используя патентный режим налогообложения.
- Применить новый закон о самозанятых, если область входит в экспериментальную группу.
Каждое из этих направлений предполагает свою схему оформления, а значит и собственные формы для уведомления.
Налоговые каникулы
Налоговые каникулы начались с 1 января 2017 года и несколько раз продлевались. В последний раз их срок увеличился до 31 декабря 2018, хотя проект продления уже находится в Государственной думе. Проследить за его принятием можно по этой ссылке. На момент написания статьи рассмотрение законопроекта перенесено на 13 декабря 2018, поэтому вероятность успеть до Нового года вполне есть.
Здесь стоит отметить, что на сайте ФНС, в разделе про патентную систему налогообложения сказано о продлении каникул до 2020, однако, проект ещё не подписан.
Каникулы предполагают, что гражданин зарегистрирует свою деятельность, подав уведомление по этой форме, и будет работать, как ИП, но:
- Не будет платить налогов в течение каникул.
- Не будет делать страховые взносы.
После окончания этого периода, предприниматель должен решить, какое дальнейшее развитие событий для него наиболее удачное. Законодательство предлагает 3 варианта:
- Подать уведомление теперь по форме ИП, и выбрать для себя подходящий из существующих режимов налогообложения. Для самозанятых это патент.
- Платить НДФЛ 13% ежемесячно.
- Закончить свою деятельность и больше не участвовать в проекте.
Есть ещё один путь — продолжить работать без регистрации, но это делает изначальное использование возможностей режима бессмысленным. Тем более каникулы, по мнению многих самозанятых, представляют собой обычную ловушку. Ведь подав уведомление, об их деятельности сразу узнаёт ФНС, которая может продолжить наблюдать за гражданином, отказавшимся от дальнейшего участия. Это одна из главных причин, почему проект каникул оказался неудачным, потому что из нескольких десятков миллионов самозанятых с 2017 оформили свой малый бизнес около тысячи человек.
Патентная система
Это наиболее часто работающая схема действий. Такой налоговый режим начал существование за 4 года до каникул, но всё равно успешным назвать его нельзя. Немногие самозанятые пользуются им, хотя этот способ самый привычный и понятный для них.
Патентный режим предполагает оформление своей самозанятости с помощью подачи уведомления по необходимой форме в ФНС. Важно заполнить эту, если она будет передана:
- Лично в ИФНС.
- Доверенным лицом.
- Почтой.
Для электронного уведомления форма бланка иная и она доступна по ссылке. Здесь можно ознакомиться с правилами заполнения.
После этого налоговая служба подтверждает регистрацию, и самозанятый может заниматься своей деятельностью, делая страховые взносы и платя налоги. Для патентного режима предусмотрена только одна выплата в ФНС, который заменяет собой:
- НДС.
- НДФЛ.
- Налог на имущество физических лиц.
Сумма взноса рассчитывается просто. Каждый гражданин берет патент на определенное количество месяцев — от 1 до 12. Важно учесть, что срок его действия должен укладываться в календарный год. То есть каждый раз после Нового года начинается новый патент.
Налоговая база — это весь доход, который получил гражданин за срок действия патента. Её необходимо поделить на 12 (месяцев), а потом умножить на количество месяцев в приобретенном патенте. Полученное число нужно будет ещё раз умножить, теперь на 6% — налоговую ставку. Полученное число и будет тем налогом, который должен заплатить гражданин.
Но также от работающего на патенте требуются страховые взносы — на медицинское и пенсионное страхование. Эти суммы фиксируются в январе ежегодно и на их оплату даётся время до 31 декабря. В 2018 году эти суммы составили:
- 26 545 рублей для ПФР.
- 5 840 для ОМС.
Стоит отметить, что описанные выше суммы уплачиваются в таком виде, только если у пользователя патента нет штата сотрудников. По закону же помощники могут быть, но не более 15 человек. Также есть следующие ограничения:
- Годовой доход не превышает 60 миллионов рублей.
- Подходящий вид деятельности. Помимо нянь, репетиторов и сиделок есть и другие профессии, которые регионы устанавливают сами.
Налог на самозанятых
На момент написания статьи этот закон ещё не вступил в силу, но уже наделал много шума. Несмотря на шквал критики, кому-то налог на профессиональный доход может показаться вполне подходящим, поэтому рассказать о нём подробнее было бы правильно.
Начать стоит с того, что это тестовый проект и он будет работать ближайшие 10 лет только в:
- Москве.
- Татарстане.
- Московской и Калужской областях.
Налоги ежемесячные, 4 или 6% в зависимости от клиентов, которым происходит оказание услуг. В них уже входит взнос в ОМС, пенсионные отчисления делаются отдельно. Одна из главных отличительных черт — это приложение. ФНС создаёт ПО для компьютеров и смартфонов, чтобы самозанятым было намного удобнее вести дела с ФНС. Тем более в приложении для подобных нужд будет идти учет доходов и там же предполагается производить транзакции по налогу, а также получать уведомления о скорой необходимости выплаты. Подача заявления на регистрацию проста — заполненная форма также загружается в мобильное приложение, а отправки иным способом не требуется.
Уведомление о постановке на учет — один из немногих важных документов, о которых стоит знать каждому ИП. Но в первую очередь, перед тем как регистрировать свою предпринимательскую деятельность, главное — понять, насколько это взвешенное и правильное решение, а также оценить все риски. Что гораздо сложнее, чем скачать, заполнить и отправить форму в ФНС.