Законопроект о самозанятых гражданах с 1 января 2019 года

Законопроект о самозанятых гражданах с 1 января 2019 года

2018 оказался богатым на громкие законы и к концу его появился ещё один — закон о самозанятых гражданах. На ноябрь 2018 года он ещё не принят, но, учитывая стремление государства взять под контроль эту новую сферу, сомнений в том, что он вступит в силу с 1 января 2019 года, нет. Чтобы разобраться в преимуществах и недостатках закона о самозанятых 2018, понять действие, стоит заглянуть не только в его текст, но и в предысторию, которая привела к созданию. Что и будет сделано в этой статье.

Предпосылки появления

До недавнего времени тематика самозанятости населения почти не поднималась. Однако сейчас этот вопрос для закона стал актуальным из-за того, что мир продолжает развиваться, появляется множество возможностей заработать и реализовать себя в разных видах деятельности. Главным инструментом здесь становится интернет, и чем дальше идёт прогресс, тем меньше получается игнорировать эту сферу.

Ранее самозанятые граждане не представляли интереса для государства, потому что их было не так много, однако, с каждым годом число стремительно растёт. Люди всё больше погружаются в интернет, особенно молодое поколение, расположенное к поиску себя в новых открывшихся возможностях. Это привело к тому, что по оценкам специалистов и так внушительный пласт серой экономики, к которому эти люди относятся, начал увеличиваться в разы быстрее, чем раньше. По оценкам на 2017, в России от 15 до 30 миллионов человек получали дополнительный заработок и по закону не облагали его пошлинами. Здесь стоит отметить, что посчитать точное количество таких граждан невозможно, потому что никаких данных в государственных органах о них просто не существует.

Люди не вносят платежи, которые могли бы пойти в казну и закрыть некоторые, образовавшиеся из-за проблем внешней и внутренней политики, бреши. Поэтому власти решили что нужно как можно скорее придумать что-то, чтобы вывести самозанятых «из тени» и сделать их в плане налогообложения равными остальным гражданам.

Сейчас деятельность самозанятых граждан регулируется рядом нормативных актов, но с 2019 планируется ужесточить эту систему и запустить в действие закон о самозанятых. Он, с правовой точки зрения, будет регламентировать налогообложение деятельности, которой чёткого определения в экономической сфере России пока нет. Это и мешает многим людям понять, кто такие самозанятые. Более того, даже сами создатели законопроекта о самозанятых гражданах не до конца понимают, что это значит, о чем они говорят в этом документе, приложенном к основному тексту (стр.2).

По ссылке можно найти сам текст законопроекта, сопроводительные документы, финансово-экономические обоснования инициативы, а также проследить, как законопроект проходит стадии рассмотрения. На начало ноября закон ещё не принят, вторые чтения в госдуме назначены на 13 ноября, которые могут стать последними. После них он попадёт к президенту на подпись, а потом окончательный текст закона официально будет опубликован. То, что в нынешний вид законопроекта внесут какие-то изменения, вероятность небольшая.

Определение самозанятости и отличие от ИП

Самозанятость в правовой системе имеет определение пока только в налоговом кодексе, а также о ней упоминается в гражданском. Это деятельность в одном из направлений, по которым предполагается освобождение от платежей у физических лиц. К таким видам относятся:

  1. Репетиторство.
  2. Уход за людьми, которым это необходимо по медицинским показаниям.
  3. Присмотр за детьми.
  4. Уборка жилых помещений.
  5. Ведение домашнего хозяйства.

Список не фиксированный, и власти регионов могут увеличивать его так, как считают нужным. В дополнение к этому список расширится и на законодательном уровне, и в него войдут:

  • Копирайтеры.
  • Графические дизайнеры.
  • Специалисты по ремонту и пошиву одежды.
  • Техники, специалисты по строительным и отделочным работам.
  • Парикмахеры.
  • Фотографы.
  • Услуги водителя.
  • Переводчики.
  • Рыбаки и охотники и другие.

Всё, чем сейчас могут заниматься фрилансеры, входит в этот список. Также все самозанятые граждане, помимо подходящих видов деятельности, должны обладать следующими необходимыми маркерами:

  1. Быть старше 16 лет.
  2. Не быть трудоустроенными.
  3. Не иметь регистрации у ИП или ООО.
  4. Не иметь наёмных сотрудников.

При обсуждении законопроекта о самозанятых 2019 года, некоторые СМИ могут ненамеренно погрузить своих зрителей или читателей в заблуждение. Важно понимать разницу между индивидуальными предпринимателями и самозанятыми гражданами, потому что это далеко не одинаковые категории граждан.

К примеру, вот сюжет, который вышел на Первом канале. Он призван рассказать зрителям о новой инициативе, однако, отмечает, что репетитор Елена работает на патентной системе налогообложения. Она не является отдельной от ИП, а является его часть. Наряду с УСН, ЕНВД и ОСНО. То есть Елена из сюжета относится всё же ИП, пусть и находится на особых правилах налогообложения.

ИП платят налоги и страховые и пенсионные взносы, привлекают сотрудников к своей деятельности, виды которой перечислены в законодательстве.

Самозанятые граждане не делают взносы и нигде не регистрируются. Их можно отнести к мелкому бизнесу, имеющий особый характер, ведь самозанятые – это люди, которые работают именно на себя. Им никто не помогает, они самостоятельно занимаются организацией рабочего пространства, времени и поиском задач. Такие люди делают то, что хорошо умеют, поэтому нередко их работа оказывается продуктивнее обычной.

Также стоит обратить внимание, что при определении самозанятых нередко употребляется слово «дополнительный» и это абсолютно верно. Потому что большинство таких людей получают доход, а эти деньги используют как дополнение к уже имеющемуся бюджету.

Подытоживая сказанное выше — самозанятые граждане должны быть выделены в отдельную группу, а не приравнены к ИП.

Главные положения нового закона

Положения законопроекта для самозанятых на данном этапе имеют экспериментальный характер и будут применяться только в четырёх регионах:

  1. Московской области.
  2. Калужской области.
  3. Республике Татарстан.
  4. г. Москве.

Планируется, что исследование будет длиться вплоть до 31 декабря 2028. Однако, не исключено, что уже в 2020 Государственная дума отметит большую эффективность этой меры и введет её по всей стране.

О ставках в законопроекте, который можно найти по ссылке, указано (стр. 15):

  • 4% от предоставления товаров и услуг физическим лицам;
  • 6% от предоставления товаров и услуг юридическим лицам или ИП для дальнейшей реализации.

Предполагается, что закон о самозанятых:

  • Принесет дополнительные деньги в бюджет региона плательщика.
  • Будет позволять пользоваться максимально упрощенной системой. Ставку нередко называют «символической».
  • Освободит от отчетности, как у ИП.
  • Позаботится о людях, которые не делают взносы в Пенсионный Фонд и рискуют остаться без пенсии в будущем.
  • Будет засчитывать стаж работы.
  • Поможет пользоваться услугами рекламы.
  • Укрепит статус предпринимателя, что пригодиться, к примеру, в судебных разбирательствах.
  • Позволит брать кредиты, потому что у самозанятых граждан часто нет справки с работы, и это причина отказа.
  • Предполагает, что зарегистрированные граждане смогут пользоваться налоговыми каникулами и прочими подобными инициативами, которые находятся в разработке по словам Министерства Финансов.

Более того, для упрощения работы с государственными органами создаётся приложение для смартфонов, привязка карты в котором позволит просто отслеживать ежемесячные списания и контролировать их.

Подробнее о законопроекте

Вся информация далее будет кратким пересказом статей закона. Чтобы проверить её правильность, можно самостоятельно прочитать законопроект и сопутствующие документы к нему, скачав по ссылкам.

Статья 1 – говорит о сроках и месте проведения эксперимента, установленного данным законопроектом.

Статья 2 – сообщается, что закон касается самозанятых граждан, а не ИП. Однако в этом же пункте самозанятых называют ИП. Так происходит несколько раз по всему документу – ИП и самозанятые то будут различаться, то будут одним и тем же понятием.

Тут же названы общие положения закона:

  • НДС платить не нужно, только если не производится ввоз товара на территории России.
  • От налогов самозанятые граждане не освобождаются.
  • Если деятельность подпадает под пункт 2 статьи 149 НК РФ, то страховые взносы не уплачиваются.

Стоит упомянуть чуть подробнее о страховых взносах. Этой информации нет в самом тексте закона, однако, она содержится в пояснительной записке, которую можно скачать здесь. Сказано, что уже в сумму платежа включена медицинская страховка, и перечисляться в ОМС она будет автоматически (стр.2). Пенсионные взносы платятся добровольно.

Статья 3 – содержит информацию о специальном приложении «Мой налог», которым можно будет пользоваться с компьютера, смартфона, планшета. Вся документация, по данным законопроекта, содержится в программе и необходимости распечатывать и куда-то её отсылать нет. Оно появится, когда закон вступит в силу.

Статья 4 – о том, кто такие налогоплательщики в рамках данного проекта и кто не может применять установленный платеж на профессиональную деятельность. Законопроект говорит, что среди видов предпринимательства, которым не подойдёт «специальный налоговый режим»:

  • Продажи товаров, к которым существуют акцизы.
  • Перепродажа товаров и имущества, кроме используемого для личных целей.
  • Добыча и продажа полезных ископаемых.
  • Любая деятельность, где привлечен штат сотрудников.
  • Предпринимательство в качестве посредника или агента.

Также не попадают те, кто уже зарегистрирован в какой-либо системе налогообложения, то есть совместить их не получится. Придётся сняться и встать на новый учет в налоговом органе.

Ежегодный доход по информации законопроекта не должен превышать 2.4 миллиона рублей.

Статья 5 – порядок регистрации и снятия. Важной деталью этого пункта является уточнение, что не только физические лица, но и ИП могут на него перейти. Для этого нужно предоставить заявление, фотографию и копию паспорта, загрузив их при постановке на учет в мобильное приложение. Если плательщик уже зарегистрирован на сайте Федеральной налоговой службы, то кроме заявления ничего не нужно. Однако, не все ИП смогут перейти, ведь они не должны соответствовать критериям из статьи 4 законопроекта.

Статья 6 – регламентируются объекты налогообложения. То есть те доходы, с которых, согласно закону, нужно или не нужно вносить платежи. В числе последних:

  • Получаемые на обычной работе.
  • От реализации транспорта или имущества.
  • При передаче прав на транспорт и имущество.
  • Получаемые при реализации ценных бумаг.
  • От продажи имущества, что использовалось в личных целях.
  • Получаемые в натуральной форме и другие.

Статья 7 – алгоритм, по которому происходит признание доходов объектом налогообложения и сроки этого процесса.

Статья 8 – объясняется, что является налоговой базой. От предыдущего пункта законопроекта этот отличается тем, что тут объясняется, как выглядит конечный итог, а в статье 7 рассказывалось, как он будет формироваться.

Здесь единственный раз за весь документ говорится о штрафах и пенях, которые планируется взимать с пользователей этой системы. Причем о размерах не упоминается, есть только формулировка «за налоговые правонарушения». Некоторые СМИ ссылаются на сам проект, но ни в нём, ни в сопроводительных документах об этом нет никакой информации. Однако, о получении штрафов говорит автор законопроекта, депутат госдумы Андрей Макаров, в своём интервью. По его словам, в первый раз правонарушение будет караться в размере 20% от суммы неучтенного чека, а при повторении ситуации в течение 6 месяцев после первого раза изымается вся сумма неучтенного чека. Также депутат упоминает о возможной уголовной ответственности.

Статья 9 – налоговым периодом, согласно законопроекту, признаётся календарный месяц.

Статья 10 – о ставках в 4 и 6%.

Статья 11 – оплата происходит до 25 числа следующего за отчетным месяца. Приложение сообщит, когда она будет необходима. Если по итогам месяца он оказался меньше, чем 100 рублей, то складывается с суммой налога на следующий месяц.

Статья 12 – здесь поясняется правило использования вычета. Также сказано о возможности снизить сумму налога на вычет до 10 тысяч рублей, который рассчитывается нарастающим итогом.

В пункте 2 законопроекта сказано, что ставка для вычета составляет:

  • 1% от налоговой базы, если ставка 4%.
  • 2% от налоговой базы, если ставка 6%.

То есть, от каждого ежемесячного дохода высчитываются 1 или 2%, которые могут суммироваться до 10 тысяч рублей, и использоваться по усмотрению плательщика. В пункте 3 законопроекта сказано, что если физическое лицо снялось с учета, а потом снова зарегистрировалось, то остаток вычета будет восстановлен, а срок его применения не ограничен.

Здесь же, в пункте 4 законопроекта говорится, что снижать сумму налога на вычет ФНС будет самостоятельно. Есть вероятность, что здесь появятся поправки.

Статья 13 – декларация. Она не нужна в этом виде налогообложения, всё происходит через приложение.

Статья 14 – правила учета данных. Здесь говориться, что каждый плательщик должен будет формировать чеки и загружать их в программу, чтобы та считала доход и вела учет. Сейчас приложение ещё не сформировано, поэтому ознакомиться с функциями и оценить плюсы и минусы сервиса не представляется возможным. Однако, если отмечается, что что-то необходимо делать в программе, для подобных нужд функции там будут. Тем более что оно призвано регулировать всю деятельность плательщика, а значит будет максимально информативным, простым и удобным.

Чеки пробиваются сразу в программе «Мой налог». Они также передаются покупателям, что, в свою очередь, можно сделать и в электронном виде:

  1. Отправкой письма по номеру телефона или электронной почтой, которые предоставляет покупатель.
  2. Через QR-код, считываемый любым удобным устройством.

Согласно законопроекту, чек должен обязательно содержать:

  • Название.
  • Дату и время проведения операции.
  • ФИО при необходимости.
  • Идентификационный код продавца.
  • Отметка об использовании особых правил налогообложения.
  • Сумма операции.
  • Идентификационный код покупателя при необходимости.
  • QR-код для покупателя.
  • Идентификационный код электронной площадки или банка, осуществляющих расчет.
  • Название этой площадки или банка из предыдущего пункта списка.
  • Номер чека. Он формируется при регистрации оплаты системе.

Если уполномоченные органы захотят дополнить этот список, то они имеют на это полное право, согласно пункту 7.

Исходя из информации в списке выше, плательщик может пользоваться для транзакции различными площадками в интернете. Таковыми признаются ИП или организации, которые предоставляют:

  1. Технические.
  2. Организационные.
  3. Информационные и другие возможности.

Можно сказать, что они являются посредниками между продавцом и покупателем-заказчиком.

Требования к таким площадкам будут установлены ФНС после принятия закона.

В онлайн-кассе необходимости нет, обычно в законопроектах этот момент уточняется перед вторыми чтениями.

Статья 15 – одна из самых больших, в которой говорится об особенностях применения других режимов во время эксперимента.

  1. Статья 217 НК РФ, пункт 17.1, абзац 4 – положения из него не работают при учете дохода от сделок с имуществом, которое использовалось для бизнеса. Это правило актуально всегда, кроме тех случаев, когда имущество до или после применения особого режима использовалось для предпринимательства.Здесь же – статья 220 НК РФ, пункт 2, подпункт 4 – правила из него не влияют на доход от сделок с имуществом или прав на него, которое использовалось для бизнеса в режиме, указанном в законе о самозанятых. Исключением из правила является тот факт, если имущество и до этого, или после, использовалось для предпринимательства.
  2. Если ИП потерял право на этот режим или сам ушёл с него, то применение условий пункта 3 статьи 430 Налогового кодекса РФ начинается со дня перехода.Любые выплаты, которые учитывались в налоговую базу, не будут облагаться страховыми взносами для ряда плательщиков. О них подробнее можно прочесть в статье 419, 1 пункте, 1 подпункте НК России.
  3. ИП могут перейти на этот режим с УСН, ЕСН, ЕНВД с любой даты просто отправив заявление, что можно сделать в приложении.
  4. Если ИП превысил 2.4 миллиона рублей дохода в год, то он должен перейти на другую систему налогообложения, будь то УСН, ЕСН или ЕНВД, не позднее 30 суток после потери права. Необходимо только отправить заявление в программе «Мой налог».
  5. Формулировки в этом пункте тяжелы для восприятия, поэтому даже перечитав понять, о чем здесь говориться, сложно. Взять хотя бы фразу «налогоплательщик налога». Есть вероятность, что этот пункт изменят. Говоря простым языком, в нём описывается, что ИП, у которых раньше был общий режим налогообложения перейдут на новый с некоторыми уточнениями.Первое – если плательщик получил плату за товары и услуги ДО перехода на новый налоговый режим, а оказал их уже ПОСЛЕ перехода, то при наличии необходимых документов он может сделать вычет из НДС, рассчитанного из суммы оплаты.Второе – суммы НДС подлежат восстановлению, если плательщик не воспользовался порядком, предусмотренным НК РФ для товаров, услуг, прав на имущество и нематериальных активов. Правда, здесь непонятно, до перехода на новый режим налогообложения или после него, потому что в законопроекте, пропущено слово. По всей видимости, «после», как и в прошлом подпункте.
  6. Организации, которые платят налог на прибыль согласно этой статье, определяя налоговую базу, не учитывают расходы на приобретение товаров плательщиков налога на самозанятых. Только если у покупателя нет чека.
  7. ООО и ИП, которые применяют ЕСН, согласно этой части НК Российской Федерации также не учитывают расходы на приобретение товаров и услуг от плательщиков налога при учете налоговой базы. Они также не должны иметь чека для этого.
  8. Описанное выше правило касается и тех, кто применяет УСН. Чек также не нужен, а обосновывает это положение другая часть НК РФ – прочесть её можно по этой ссылке.

Статья 16 – закон вступает в силу с 1 января 2019.

На начало ноября 2018 проект прошёл только первые чтения в госдуме и сейчас находится на стадии правок. Но то, что они обязательно будут внесены, не факт. Это станет понятно после публикации законопроекта со второго чтения. Но в том, что федеральный закон на самозанятых будет принят, сомнений нет.

Попытки сделать ранее

Впервые обсуждать налогообложение для самозанятых граждан начали ещё в 2013 году. Тогда всё касалось расширения понятия ИП, а для граждан вводили патентную систему. В 2015 её предлагалось усовершенствовать.

В следующий раз самая популярная новость о самозанятых касалась налоговых каникул на 2 года, предложенных президентом. Это было в сентябре 2016, а в феврале этого же года об этом говорил премьер-министр Д. А. Медведев, запустив почти полугодовое обсуждение вопроса. К тому моменту в России насчитывалось около 16 миллионов самозанятых граждан. Тогда же, в 2016 году, о законодательстве для самозанятых граждан было сказано даже в Послании Федеральному Собранию, текст которого можно прочесть здесь.

Их число за 2017 год возросло примерно до 22 миллионов, а принятая система налоговых каникул для зарегистрированных граждан не принесла своих плодов, ведь с момента вступления закона в силу и до мая систему решили принять всего 40 человек. Появилась острая необходимость новых постановлений. Тогда-то и начался разговор о том, что нужны какие-то дополнительные меры по окончании налоговых каникул, в 2019. Подробнее об этом можно почитать в материале РИА новости от 19 мая 2017.

Почти через два месяца после публикации, 14 июля 2017, множество газет и информационных агентств вышли с новостью о принятии поправок в ГК РФ, в которых определяется статус самозанятых граждан. По словам одного из авторов, Павла Крашенинникова, это необходимо для того, чтобы самозанятые граждане обрели правовой статус, и их заработок не считался незаконным. Последние поправки в ГК должны были освободить самозанятых граждан от бумажной волокиты, потому что, по мнению авторов поправки, именно это останавливает от регистрации.

После выхода этой инициативы в ГК РФ множество людей, получающие дополнительный заработок решили, что произойдёт «декриминализация» их деятельности и государство не будет заставлять облагать налогом и без того небольшие заработки.

Критика законопроекта

Несмотря на убеждения государства в том, что все эти меры принимаются только для блага населения, сами самозанятые не воспользуются возможностями, когда закон вступит в силу, и отнеслись к ним скептически. Причин несколько:

  • Неясность, запутанность законодательства, их не проработанность по мнению самозанятых граждан. Здесь необходимо было бы обратиться к самим людям, занимающимся мелким предпринимательской деятельностью и провести обсуждение, что стоит отразить в законе, а чего там быть не должно. Потому что лучше их в этой тематике никто не разбирается. Однако государственные служащие не спешат этого делать.
  • Нежелание населения сдавать данные в налоговую службу. Есть опасения, что даже после окончания отношений с ними, они продолжат наблюдать за транзакциями, а значит шанс быть «пойманным» становится выше. В каком-то смысле, государство заставляет многих людей чувствовать себя преступниками, когда они не делают ничего такого, что можно было бы назвать противозаконным.
  • Недоверие государству. Принимаемые меры для малого и среднего бизнеса, а также ряд экономических реформ и новостей из этой сферы, особенно связанных с незаконным обогащением некоторых государственных служащих, приводят многих граждан к мысли, что закон принимается исключительно для того, чтобы отобрать их деньги, а не чтобы помочь легализоваться.

Многие люди, работающие в этом спектре экономики, отмечают, что законопроекты – как нынешний, так и предыдущие – не отвечают их требованиям. Есть мнение, что самозанятых граждан стоит вовсе освободить от уплаты налогов, потому что заработок у них нестабильный и далеко не всегда такой, чтобы с него можно получить хоть какую-то внушительную сумму налога на профессиональную деятельность.

Люди становятся самозанятыми не от жадности, а от недостатка средств, поэтому небольшой заработок, который в подавляющем большинстве случаев является дополнением к зарплате, им необходим. И интерес стоит проявлять скорее именно к словам про недостаток основного дохода.

Ещё одна причина, по которой люди уходят в такой вид деятельности – желание самореализации. Государственная машина старательно пытается успеть за прогрессом, но получается далеко не всегда. Что можно заметить даже на примере этого закона. Ведь он по своей сути очень напоминает меры, которые принимались в 2013 и 2016 годах, с поправкой на время – теперь для контроля будет создано приложение. Однако уже произошло куда больше, система требует больших перемен, нового и свежего подхода, в то время как государство пытается внести мелкие изменения в уже существующие решения, которые не были актуальны даже в момент принятия. Профессий становится больше, рынок вакансий должен стремительно расширяться, но этого не происходит, а потенциала и желания зарабатывать тем, что нравится, у людей очень много.

Пока принятие этого законопроекта выглядит как попытка подать старое в новой обертке, что не сработает. Люди не выйдут из этой сферы, и не решатся уплачивать налоги. А определение ИП будут расширять до той степени, пока не станет окончательно понятно, что с неуплатой необходимо бороться иным путём. Государству, в свою очередь, придётся придумать что-то новое и понятное, и на это надеются многие граждане.

Налоги — это важная часть государственного бюджета, которая формирует его. Тем более, в нынешние времена, когда большинство государств вкладываются не в продажи ресурсов, добываемых на территории страны, а в людей, которые её населяют. Человеческий капитал должен быть всесторонне развит и счастлив, чтобы добровольно отдавать часть доходов на совершенствование своей страны и зарплату управляющих ей. Как говорила Маргарет Тэтчер: «Нет никаких «общественных денег», есть только деньги налогоплательщиков». Это правило сейчас вновь набирает актуальность. Ведь люди хотят получать за свои налоги какие-то услуги, к примеру, медицинские и образовательные, причем высокого качества. Пока государство может предложить только отсутствие бумажной волокиты и приложение для смартфона. Однако, ориентированность политики на человека — мировая тенденция и Россия может не просто подхватить её, но и стать в ней успешной.


Ссылка на основную публикацию