Относятся ли таксисты к самозанятым

Относятся ли таксисты к самозанятым

У всех самозанятых граждан есть проблемы, связанные с их статусом. Отсутствие четкого определения, а потому и регулирования деятельности работающих на себя людей значительно осложняет сотрудничество с ними. Особенно это касается отдельных профессий, для которых необходимы дополнительные разрешения. К ним относят, к примеру, медиков и таксистов. О последних и пойдёт речь в этой статье.

Понятие самозанятости

Согласно определению государственных служб, к самозанятым относятся предприниматели, которые:

  • Не оформляют бизнес в налоговой.
  • Не платят с доходов взносы в казну.
  • Не имеют штата сотрудников.

В большинстве случаев под этим определением подразумеваются няни и репетиторы, но список значительно шире. В формулировке, используемой Пенсионным фондом, в него обязательно входят наёмные работники, и водители в их числе.

Поэтому таксистов, а именно тех, кто подрабатывает самостоятельно, без помощи компаний, можно отнести к самозанятым. И вся борьба с этими гражданами, как и выходящие законы, касается и их, в том числе.

Оформление индивидуального предпринимательства

Таксисты, которые относятся к самозанятым, имеют право оформить свою деятельность, как ИП. Поэтому, как и другие работающие на себя граждане, чаще всего они берут патент. Он приобретается на срок от 1 до 12 месяцев, но только в рамках одного календарного года, то есть патент не продлевается 1 января, с этого числа должен начаться новый. Форма для регистрации, которую можно отправить в электронном виде, доступна на сайте ФНС.

Стоимость патента рассчитывается в зависимости от налоговой базы – так называется общий доход, который получен в пределах одного налогового периода. Его нужно умножить на ставку в 6%, а полученную сумму перечислять в ФНС. А также к обязательным выплатам относятся страховые взносы в размере (на 2018):

  • 26 545 рублей в ПФР.
  • 5 840 рублей на медстраховку.

Стоит отметить, что ведение патента для граждан, занимающихся перевозками, имеет ряд моментов, которые необходимо учитывать. Так, на сумму выплачиваемого с патента налога напрямую влияет автомобиль, используемый для работы, а точнее, его вместительность:

  • До 5 пассажиров – около 18 000 рублей в год.
  • От 6 до 8 – примерно 60 000.
  • Машина на 9–16 пассажиров выльется в сумму около 90 000 рублей.
  • Если авто может вместить более 16 человек, взнос за 12 месяцев составит 120 000 рублей.

В некоторых регионах на стоимость ведения предпринимательства влияет не вместительность автомобиля, а численность машин в автопарке, зарегистрированных на один патент. К примеру, в Москве два автомобиля будут в пределах суммы 55 000, а четыре — 65 000.

Среди преимуществ оформления своей деятельности на патент:

  1. Не нужно вести отчетность, кроме журнала доходов.
  2. К сумме взноса по ставке в 6% уже относятся НДФЛ и прочие выплаты.

Этот режим не получится применить, если годовой доход превышает 60 миллионов рублей, а в число сотрудников — более 15 человек. Следить за состоянием автомобиля, проходить ТО и оплачивать все услуги водитель будет, как и до регистрации — самостоятельно, прилагая личные средства.

Возможности нового налога

Жители четырёх областей могут попробовать воспользоваться правилами вышедшего недавно закона о самозанятых. Он вступит в силу с 2019 года.

Необходимо просто скачать приложение «Мой налог» и загрузить туда заполненное заявление о регистрации своей деятельности, к которой относится и транспортировка пассажиров. Среди функций этой программы:

  • Любое взаимодействие с ФНС.
  • Получение уведомлений о необходимости уплаты налога.
  • Фиксирование доходов.
  • Формирование чеков, с помощью которых и определяется размер налога. В его сумму входит выплата в ОМС, ставки – 4 или 6% в зависимости от клиентов в виде физических или юридических лиц и ИП соответственно.
  • Вычисления ежемесячной суммы для ФНС.
  • Удержание и контроль средств для льготного использования.
  • Перечисление дополнительных взносов в ПФР при желании самозанятого.

Кроме мобильного приложения, не нужно ничего скачивать и даже заводить книги доходов – всё будет внутри него и всегда контролироваться налоговыми органами. За несвоевременный платёж по налогу или его неуплату вовсе предусмотрены штрафные санкции.

Особенности работы с агрегаторами

Агрегатор – это система, в которой регистрируется гражданин с автомобилем, чтобы выполнять пассажирские перевозки. Компания, предоставляющая программу, получает процент с каждого заказа, в среднем 20–30%. Среди популярных сейчас агрегаторов:

  • Яндекс. Такси.
  • Uber.
  • Gett Taxi.
  • Maxim.
  • «Везет» и другие.

Здесь стоит сразу отметить, что агрегатор – это не служба такси в классическом понимании. Среди главных отличий:

  1. Стоимость поездки на машине из онлайн-агрегатора обычно ниже, чем у службы такси.
  2. Агрегаторы не делают подбора персонала, как и не проверяют их автомобили. Они просто посредники между таксистом и пассажиром.
  3. Таксопарк делает за своих водителей все социальные и налоговые взносы, а также внимательно относится к техническому состоянию автомобилей.

Сейчас схема с выплатой налогов и страховых разрабатывается ФНС, помощь ей оказывают «Яндекс. Такси» и сервис заказа такси Maxim. Они отмечают, что хотели бы максимально упростить всем таксистам в агрегаторах взаимодействие с налоговой службой, пенсионным фондом и медицинским страхованием. Так, использование подобных сервисов станет ещё более удобным для таксистов как с финансовой, так и с психологической точки зрения. Ведь их нередко ловят на улице налоговые инспекторы. Да и сама государственная система называет зарплату не зарегистрированных самозанятых «нелегальным», а их «безработными», что порождает вопросы не только у ФНС, но и у дорожных служб.

Важность проблемы самозанятых водителей

Самозанятость таксистов является важной темой как для государства и самого работающего на себя, так и для его потенциальных клиентов. Эту ситуацию стоит рассмотреть с разных точек зрения:

  • Водители зарабатывают необходимые деньги. Относится ли это к выплате кредита за автомобиль или дополнительному доходу для семьи не важно. Ведь понятно, что в большинстве случаев берутся за это не потому, что просто нравится катать на своей машине незнакомцев.
  • Таксопарки нечасто принимают на работу. Требуются финансовые вложения, к примеру, на перекраску машины в необходимый желтый цвет. А также компании чаще всего хотят видеть в своём таксопарке только иномарки и желательно не старше трёх лет, с кондиционером и большим багажником. Чем лучше комплектация, тем охотнее человека примут на работу, но такой автомобиль ещё нужно приобрести.
  • Нет организованности работы таксистов. Самозанятые таксисты готовы платить налоги, если к их труду относиться с пониманием. Им необходимы удобные условия ТО и ежедневного медосмотра перед рейсом, чтобы обеспечить безопасность себя и пассажиров. Сейчас оба этих пункта занимают слишком много времени, из-за чего водители нередко оказываются в рейсе более 12 часов. Хотя по законодательству рабочий день у них должен длиться до 8 часов, чтобы исключить аварийных ситуаций из-за усталости участников дорожного движения.
  • Штрафы существуют, а нормальной схемы заработка так и нет. Государство часто не позволяет водителям зарабатывать легально, что, в свою очередь, приводит к опасным случаям на дорогах.

Несмотря на создание агрегаторов и систем контроля, не регистрирующихся нигде водителей всё ещё остаётся много. И проблема самозанятых таксистов куда шире, чем может показаться сначала. Ведь здесь дело относится не только к самому налогообложению их занятия, к которому так стремится государства, но и к обеспечению безопасности жизни таксистов и пассажиров. Что гораздо важнее, чем частота выплат в ФНС. Поэтому этот вопрос необходимо будет решать в особом порядке, когда дело наконец дойдёт до выделения самозанятых в отдельную от индивидуальных предпринимателей категорию работающего населения.


Ссылка на основную публикацию